Четыре месяца назад в автосалоне «Мустанг-Мастер» была выставлена на продажу уникальная «Волга ГАЗ-21». Стоимость этого раритета – 340 тысяч рублей была заявлена не случайно. По словам специалистов, 99 процентов узлов, агрегатов и элементов салона, включая заводскую краску, не менялись со времени выпуска. Да и пробег 848 километров говорит сам за себя: машина стояла. В понедельник у нее появился новый хозяин.
Приобрел эту «Волгу» бизнесмен из Альметьевска Манук Ростомян. «Я люблю старинные машины, – сказал Манук Умбертович. – Двадцать первая «Волга» была у моего деда, поэтому я мечтал о такой же. На «мерседесах» ездить уже устал. Хочу попробовать покататься на отечественных, но старой сборки. Менять в ней ничего не буду, даже краску оставлю прежней, но в гараже она стоять не станет. Познакомлюсь с любителями этой марки из казанского клуба «21» и, может быть, поезжу с ними».
Первый автомобиль под маркой «ГАЗ-21 Волга» увидел свет 10 октября 1956 года. Собирали красивейшие по тем временам машины на горьковском автозаводе. В год выпускали более 40 тысяч штук. Автомобиль экспортировался в 75 стран мира. В 1958 г. на международной выставке в Брюсселе удостоен высшей награды Гран-при. Всего за 14 лет было собрано 638 875 автомобилей. Последняя «Волга» сошла с конвейера 15 июля 1970 года.
В отличие от первых ВАЗов, единого прообраза у этой марки нет, разве что послевоенная «ГАЗ М-20 Победа» повлияла на общую компоновку и обводы передних крыльев. Первоначальный дизайн принадлежит дизайнеру Льву Еремееву, а генеральным конструктором во время разработки «внутренностей» был назначен Александр Невзоров.
В ходе проектирования был широко использован опыт зарубежных производителей, преимущественно американских. Закупались и исследовались образцы таких автомобилей, как Ford Mainline, Plymouth Savoy или Chevrolet Styline Deluxe (некоторые их черты легко читаются в «Волге», особенно в конструкции кузова, дизайне и оборудовании салона).
Для машины разрабатывался совершенно новый двигатель – верхнеклапанный, с полусферическими камерами сгорания и цепным приводом распредвала (позднее его так и не смогли довести до должного уровня надёжности). Впервые в практике отечественного автомобилестроения использовалась автоматическая коробка передач. На основе передовых конструкторских решений ЗиМа конструировался современный бесшумный гипоидный задний мост, карданная передача с промежуточной опорой и т.д. Оригинальным техническим решением была ЦСС – централизованная система смазки узлов шасси – специальная система трубок, при помощи которой водитель смазывал все трущиеся пары путём нажатия на педальку в салоне, а не шприцевания в яме – аналогичная система применялась на довоенных дорогих автомобилях «Татра» и БМВ.
«Манук Умбертович купил машину за 220 тысяч рублей, – поделилась информацией руководитель отдела продаж салона Алена Галявиева. – Машина стояла в салоне с начала августа, и мы решили снизить цену. Сразу и покупатель нашелся. Так что все закончилось хорошо. Если у кого-то возникнет желание продать подобный раритет – милости просим, возьмемся с удовольствием».