Бензиновое судебное разбирательство продолжается. История, которая тянется с августа прошлого года, обрастает все новыми встречными исками и экспертными оценками. Но «воз поныне там» в суде Советского района. Следующее заседание назначено на 13 декабря.
Владелец Toyota Camry возвращался в Казань по трассе Казань – Уфа и на 179 километре заправил машину бензином АИ-95, а через некоторое время двигатель заглох. Экспертиза показала, что октановое число залитого топлива не соответствует норме для заявленной марки. Это и вынудило Шафигуллина подать в суд на частного предпринимателя Набиуллина, тем более что стоимость ремонта влетела в кругленькую сумму: 538 тысяч рублей. В качестве доказательства к мнению эксперта был предъявлен и чек, выданный на заправке.
В рамках этого дела прошло уже несколько заседаний. Дело застопорилось – ответчик отказывается признать иск и ссылается на то, что заключение эксперта не полное и из него не ясно, отчего пострадала машина. Действительно, как нам стало известно из компетентных источников, экспертиза дает только предположительное заключение, не утвердившись до конца в том, что именно послужило причиной поломки – бензин или зависание клапанов (неисправность, которую обнаружили при экспертизе). Представитель ответчика заявила о ходатайстве провести дополнительную экспертизу, которая поможет расставить все точки над i. Однако провести повторный анализ двигателя теперь уже не представляется возможным – машина полностью отремонтирована. Поторопился владелец? Но напомним, что дело тянется с августа прошлого года! Эксперт, конечно, изучит старые заключения, и выдаст свой вердикт. Только разрешит ли это все неясности?
«Экспертиза с точки зрения закона – только одно из доказательств и не является определяющим фактором, – прокомментировал «холостые» заседания представитель суда Советского района Алмаз Сахафутдинов. – Суд опирается и на другие источники информации, в частности, на объяснения сторон, а так же иные обстоятельства дела. Говорить о том, каким будет решение, пока рано».
Адвокат Шафигуллина тоже затруднился с ответом на вопрос, что можно ожидать от предстоящего рассмотрения дела. «Пока рано что-то комментировать, – сказал он по телефону, – никакой ясности предыдущие заседания не дали».
Отметим, что согласно официальным данным, качество бензина в Татарстане неуклонно растет. На вопрос казанских журналистов, сколько некондиционного топлива выявляется на наших АЗС, начальник отдела управления по обеспечению рационального использования топливно-энергетических ресурсов в РТ Шамиль Гумеров заявил: «Не более пяти процентов». Он сообщил, что лаборатория при управлении за девять месяцев 2007 года провела 1 398 испытаний проб бензина и всего 66 из них оказались некондиционными.
Но вот в Территориальном отделе (инспекции) в РТ Приволжского межрегионального управления Ростехрегулирования говорят, что звонки с жалобами на некачественный бензин у них раздаются достаточно часто, но развития не получают по вине самих же пострадавших.
«Много людей звонит по телефону, но письменной жалобы не поступило в этом году ни одной. А мы можем реагировать только на письменные обращения», – заявила начальник регионального отдела управления Ростехрегулирования Елена Потатушина.
Заруби на носу:
Что делать, если автомобиль вышел из строя из-за некачественного бензина:
Заправляясь на АЗС, вы вступаете в правоотношения по купле-продаже товара, каким является автомобильное топливо. Данные отношения регулируются нормами Гражданского кодекса, а также и Закона РФ «О защите прав потребителей», если автомобиль используется для личных целей, не связанных с предпринимательской деятельностью.
Как продавец АЗС несет полную ответственность за ненадлежащее качество товара, в том числе и за причинение вреда имуществу потребителя вследствие использования некачественного топлива. Ст.14 Закона РФ «О защите прав потребителей» гласит: вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков товара, подлежит возмещению в полном объеме.
Поэтому, обнаружив какие-либо неисправности в автомобиле, появившиеся после очередной заправки машины, следует незамедлительно обратиться с претензией к руководству фирмы, которой принадлежит автозаправочная станция.
В таких случаях надо обязательно сохранять кассовый чек об оплате бензина, поскольку это основное доказательство, подтверждающее факт покупки именно на данной АЗС. Однако даже если вы не сохранили чек, это не лишает вас права предъявить претензию. Факт покупки можно доказать и другими способами, например свидетельскими показаниями находившихся с вами в момент заправки лиц. Если вы уже отправили автомобиль на автосервисное предприятие, до ремонта желательно вызвать представителей автозаправочной станции заказной телеграммой, чтобы провести осмотр и изъять пробу топлива.
Необходимо обратиться и с жалобой в органы по защите прав потребителей, которые должны по вашей жалобе провести контрольную проверку продаваемого на АЗС топлива и сообщить вам о результатах. Результаты проверки также будут являться доказательствами, на которые вы будете опираться, при необходимости, в суде.
В претензии к фирме, которой принадлежит АЗС, необходимо указать, когда вы приобрели топливо, какой марки, в каком объеме. Далее изложить, какая неисправность возникла в автомобиле по причине использования некачественного бензина, по возможности приложить подтверждающие документы, например, заключение станции технического обслуживания. И, наконец, потребовать возмещения причиненного ущерба в установленный вами разумный срок. Подтверждением суммы ущерба может являться счет на оплату ремонтных работ или, если ремонт уже произведен, квитанции об оплате. Претензию надо обязательно отдавать под отметку о получении.
Если АЗС не соглашается с тем, что причиной неисправности явилось использование некачественного топлива, по соглашению сторон может быть назначена независимая экспертиза. Расходы на экспертизу должна нести АЗС, однако в случае, если будет установлена иная причина неисправности, с вас вправе потребовать возмещения расходов на экспертизу. Но даже если экспертиза не в вашу пользу, это не лишает вас возможности оспаривать заключение в судебном порядке.
Если же вы не получаете положительного ответа на претензию, по истечении установленного в ней срока надо обращаться с иском в суд.