В пятницу, 12 октября, в кабинете министров РТ прошло заседание президиума совета муниципальных образований, где впервые была представлена концепция новой программы «Развитие сети автомобильных дорог на территории Республики Татарстан на 2008-2012 годы и перспективы развития до 2017 года». Основными ее целями стали: сокращение удельных затрат времени на пассажирские и грузовые перевозки, снижение доли транспортной составляющей в себестоимости продукции, достижение социально-территориальной справедливости (обеспечение доступности транспорта для всего населения республики), обеспечение комфортного и безопасного проезда, повышение экологической и транспортной безопасности. Для реализации программы запланировано создание специального целевого фонда в составе бюджета РТ.
Представляя концепцию программы, министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ильдус Фасхутдинов сообщил, что идея создания программы принадлежит президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву, а основные ее цели – «достижение социально-территориальной справедливости, понимаемой как обеспечение гарантии транспортной доступности для населения социальных благ. Сокращение удельных затрат времени на пассажирские и грузовые перевозки, тем самым – снижение доли транспортной составляющей в себестоимости продукции».
По данным министерства транспорта и дорожного хозяйства республики, протяженность дорог общего пользования в Татарстане составляет 32 тысячи километров. При этом 25% республиканского и почти 60% муниципальных дорог не имеют асфальтобетонного покрытия, значительной части дорог требуется модернизация. Тем не менее, наша республика по плотности автодорог занимает одно из ведущих мест в России, и это притом что почти полторы тысячи, то есть половина населенных пунктов Татарстана, не связаны с сетью асфальтированных дорог общего пользования.
Именно поэтому и назрела необходимость всерьез взяться, по крайней мере, за одну из двух бед России. На заседании определили и основные источники финансирования – субсидии из федерального бюджета, средства республиканского бюджета и муниципальных образований, средства инвестиционного фонда России, кредитные ресурсы международных организаций и финансовых институтов.
«Думаю, все согласятся, что чем больше у нас в республике будет хороших дорог, тем лучше. Осталось найти средства на финансирование новой программы», – отметил на заседании председатель совета муниципальных образований РТ глава Черемшанского муниципального района Минсагит Шакиров.
Планируется, что для реализации программы будет создан специальный целевой фонд в составе бюджета РТ. Его основными источниками финансирования станут: субсидии из федерального бюджета на строительство дорог, средства республиканского бюджета и муниципальных образований, средства инвестиционного фонда России, кредитные ресурсы международных организаций и финансовых институтов.
Стоит отметить, что проблемой качества и количества дорог в Татарстане пробовали заниматься и раньше. Например, в 2006 году правительством была одобрена долгосрочная стратегия развития транспортного комплекса и определены основные направления развития и действий на перспективу до 2040 года. А этой весной по поручению премьер-министра РТ Рустама Минниханова министерством транспорта и дорожного хозяйства была разработана программа по строительству подъездов к сельским населенным пунктам. Ее цель – снижение диспропорции в развитии сети дорог между промышленно развитыми и сельскохозяйственными районами республики. В частности, программой предусмотрено обеспечение подъезда к населенному пункту по автодорогам с твердым типом покрытия, если число жителей в нем превышает 200 человек. В результате обеспеченность дорогами с твердым покрытием (асфальтобетон + щебень) к концу года должна повыситься до 72 процентов, но по данным министерства, на первое января следующего года еще останется 839 населенных пунктов, не обеспеченных нормальными дорогами.
Стратегические планы развития республики впечатляют: разработан и ждет реализации проект строительства международного транспортного коридора, который через территорию России и Казахстана соединит Балтику и Китай. Татарстану для этого нужно построить дорогу «Алексеевское – Альметьевск», длиной 140 километров. По предварительным оценкам стоимость трассы будет 16 миллиардов рублей.
Федеральные дороги М-7 «Волга» и «Казань – Оренбург» соединит 40 километровая «вставка» «Шали – Сорочьи Горы». Это позволит перераспределить транспортные потоки между основными федеральными магистралями в Республике и создаст возможность для выноса транзитных потоков за пределы Казани.
Завершение строительства второй очереди моста через реку Кама у с. Сорочьи Горы позволит обеспечить устойчивую круглогодичную транспортную связь между Самарской, Оренбургской, Челябинской, Свердловской, Курганской и Тюменской областями, Республикой Башкортостан и регионами правобережья рек Камы и Волга – Татарстаном, Марий Эл, Мордовской, Чувашской республиками, центральными областями европейской части России, обеспечивая выход на Казахстан и страны Средней Азии.
Разработан и запущен в действие проект строительства межрегионального мультимодального терминально-логистического центра в устье реки Свияга с соответствующей инфраструктурой и функциями межрегионального оператора. Терминал может стать крупным перевалочным пунктом экспортно-импортных грузов для всех регионов Поволжья, а также узловым центром для перевозки грузов по транспортным коридорам «Юг-Север», «Восток-Запад».