Сегодня в Казани прошел IV Всероссийский форум автопроизводителей и поставщиков автокомпонентов. На него съехались представители ведущих фирм производителей автомобилей и запчастей, в частности АвтоВАЗ, КамАЗ, ОАО «ГАПЗ» и другие.
Темой обсуждения стала система менеджмента качества (СМК), которая призвана привести производство автомобилей к требованиям европейского стандарта качества ИСО/ТУ 16949 (разработаны Международной целевой автомобильной группой IATF).
Дело в том, что требования этого европейского стандарта предъявляются не напрямую к качеству продукции, а к системе организации управления предприятием, которое призвано обеспечивать предсказуемый и стабильный уровень качества.
Таким образом, российский автопром рассматривает стандарт ИСО/ТУ 16949 как документ, минимально необходимый и на автосборочных предприятиях, и на предприятиях, выпускающих составные части автомобилей.
Международная практика показала, что развитие автомобильной отрасли – один из показателей развития экономики любого государства. Особую роль играет автомобилестроительная промышленность в кризисных ситуациях, когда отрасль выступает «локомотивом», вытягивающим всю экономику страны из кризиса.
А одной из особенностей производства автомобилей является то, что качество конечного автомобиля на 70–90% состоит из качества покупных материалов и комплектующих.
Для того чтобы соответствовать мировым стандартам и стать конкурентоспособным, производство должно быть сертифицировано. Однако без включения всех поставщиков в единую сеть сертифицированных производств, невозможно добиться нужного качества продукции и вывести ее на международный рынок. То есть во все договоры с поставщиками автомобильным, а в ближайшем будущем и любым другим производствам, необходимо включать требования стандарта ИСО 9001:2000 или ГОСТ Р 51814.1–2004 (ИСО/ТУ 16949:2002) «Особые требования по применению ГОСТ Р ИСО 9001–2001 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части». В результате предприятия поставщики будут вынуждены перейти на новый уровень производства продукции, отвечающей требованиям стандарта ИСО/ТУ 16949.
Однако легко сказать! Другое дело, что малые предприятия, которых среди поставщиков предприятий автопрома достаточно много, с внедрением этой системы испытывают особую трудность. Для содействия решению этих проблем в Республике Татарстан при поддержке министерства промышленности и торговли Республики Татарстан реализуется пилотный проект по внедрению на предприятиях – поставщиках ОАО «КамАЗ» системы менеджмента качества СМК, соответствующую требованиям стандарта ИСО/ТУ 16949.
Для облегчения процесса вхождения в новую систему сертификации, руководство КамАЗа приняло решение признать заявление-декларацию о внедрении СМК достаточной для подтверждения соответствия ИСО/ТУ 16949 предприятием-участником проекта.
В настоящее время участники приступили к наиболее трудоемкой и сложной части – практическому применению системы. Со стороны ОАО «КамАЗ» работу координируют дирекция по качеству и дирекция по закупкам и логистике. Со стороны министерства промышленности и торговли РТ – отдел машиностроительного комплекса совместно с НП «Поволжский центр качества».
Такое взаимодействие потребителя и поставщиков при методической поддержке научного института и министерства позволяет надеяться на успешное завершение проекта, реализация которого должна принести всем его участникам повышение конкурентоспособности, устойчивости на рынке, а министерству – опыт создания и внедрения механизма взаимовыгодных отношений участников реальных сегментов рынка, формирования регионального автомобилестроительного кластера, способного противостоять натиску конкурентов, как с Востока, так и с Запада.