–асстрельна€ должность – глава ј¬“ќ¬ј«а

ѕока информаци€ о месье ћоре ограничена чистеньким, как дневник первоклассника, профилем в деловых издани€х, а также редкими интервью – ничего лишнего, сплошной позитив и корпоративное рвение.

ѕри этом послужной список Ќикол€ ћора весьма впечатл€ет: инженер и математик по образованию, он имеет управленческую степень ћ¬ј, а карьеру начинал в консалтинговой фирме, после чего поработал у видных поставщиков автопрома, Valeo и Faurecia.

¬ Renault с 2000 года он занимал руковод€щие посты, отвеча€ то за работу с поставщиками (в этом он похож на Ѕу јндерссона), то за корпоративное качество.

— 2006 года Ќикол€ ћор возглавл€л моторный завод Dacia в –умынии, который делал трансмиссии и двигатели дл€ Logan и его соплатформенников. — 2014 года ћор руководит уже всей маркой Dacia, а заодно и полным спектром активностей Renault в –умынии.

√овор€ проще, президентом ј¬“ќ¬ј«а отныне будет махровый реношник. » вот список вызовов, с которыми ему придетс€ иметь дело.

ќсновной завод Dacia находитс€ близ румынского города ѕитешти и рассчитан на выпуск пор€дка 350 тыс€ч автомобилей в год. ѕомимо этого есть заводы в ћарокко, и общий выпуск превышает полмиллиона автомобилей в год. ћодели Dacia продаютс€ как в ≈вропе, так и в других странах мира: в Ѕразилии, ёј–, на Ѕлижнем ¬остоке и т.д. ¬ –оссии модели Dacia (Logan, Sandero, Duster) продаютс€ под брендами Renault и Lada.

–оссийска€ специфика

¬печатл€ющий опыт работы Ќикол€ ћора все же ограничен компани€ми, работающими в западной системе координат. –умыни€ входит в ≈вросоюз, Dacia имеет исторические св€зи с Renault, а принадлежит ей уже 16 лет.

¬ –оссии же сво€ специфика, и, боюсь, эта специфика может обесценить опыт западного управленца, потому что 2+2 не всегда 4. ќдно дело – развивать налаженный корпоративный бизнес, другое дело – прийти на ј¬“ќ¬ј«, который разросс€, как кустарник позади старого дома. ј срезать ветки при этом нельз€ – только распутывать и удобр€ть.

¬ принципе, в –умынии господин ћор сталкивалс€ с р€дом похожих проблем, например, неразвитой дорожной инфраструктурой (мешало логистике) и необходимостью пр€мой работы с власт€ми страны дл€ стимулировани€ авторынка.

» все же, сдаетс€ мне, если Dacia – это разновидность автомобильной пепси-колы, то есть продукт достаточно зрелый и унифицированный, то ј¬“ќ¬ј« – пока еще самогон. » национальное в нем настолько перевешивает корпоративное, что притирка ћора к ј¬“ќ¬ј«у может зан€ть врем€. Ѕу јндерссон после работы на √ј«е был значительно более подготовленным и мог св€зать пару слов по-русски (а понимал еще больше).

 ризисные времена

¬ послужном списке Ќикол€ ћора нет работы в компани€х, попавших в зат€жной кризис вместе с экономикой страны. ќн не из тех, кто спасал «“итаник» от айсберга (хот€ его босс, глава Renault–Nissan  арлос √он – из тех).

  руководству моторным заводом Dacia француз приступил в период бурного роста интереса к марке («Ћогану» на тот момент было два года), когда требовались не столько подвиги, сколько методична€ и добросовестна€ работа управленца. —аму марку Dacia он возглавил, когда основные революции остались позади, модельный р€д сформировалс€ и был значительно обновлен его предшественником.

ћодельный р€д Dacia шире, чем российских аналогов, например, есть в нем минивэн Lodgy. ќднако в период правлени€ Ќикол€ ћора продуктовых революций у Dacia не было
ћодельный р€д Dacia шире, чем российских аналогов, например, есть в нем минивэн Lodgy. ќднако в период правлени€ Ќикол€ ћора продуктовых революций у Dacia не было

¬еро€тно, его и берут на ј¬“ќ¬ј« с расчетом, что революционер-јндерссон сделал гр€зную работу, и отныне требуетс€ лишь планомерное развитие завода и его смежников. Ќо сдаетс€ мне, ни ј¬“ќ¬ј«, ни российска€ экономика не позвол€т почивать на лаврах и потребуют решительных, иногда противоречивых действий.

ј¬“ќ¬ј« полностью зациклен на внутреннем потреблении, тогда как Dacia 93% своих машин поставл€ет на экспорт, что защищает марку от колебаний спроса на отдельно вз€тых рынках. Ќад ј¬“ќ¬ј«ом же помимо прочего висит наследие дурной репутации, а чтобы победить его, нужны неожиданные и €ркие ходы.

 адрова€ политика

–уковод€ Dacia, Ќикол€ ћор имел дело с забастовками рабочих (поэтому, говор€т, предпочитает роботов). ќднако сама структура Dacia более компактна: например, при сравнимом с ј¬“ќ¬ј«ом объеме выпуска количество сотрудников – в три раза меньше. ¬ карьере Ќикол€ ћора не было ситуаций, когда экономика требует массовых увольнений, а руководство страны грозит предать за это анафеме.

—оциальные аспекты де€тельности президента ј¬“ќ¬ј«а будет контролировать «кн€зь», посаженный российской стороной, и дл€ наемного управленца такой надзиратель – та еще заноза. ƒа, на «ападе есть профсоюзы, но их власть ограничена, а здесь интересы социума (и пригретого бизнеса) представлены акционерами и к тому же вып€чены на волне увольнени€ Ѕу јндерссона.

–абота с поставщиками

ќсновна€ задача Ќикол€ ћора формулируетс€ так – увеличение доли российских комплектующих в автомобил€х Lada. —обственно, снижение этой доли стало формальной причиной увольнени€ Ѕу јндерссона, так что к работе с местными поставщиками Ќикол€ ћору придетс€ отнестись с большой серьезностью. Ќа его стороне опыт работы на соответствующих должност€х в Renault, но с той же оговоркой – в рамках западной системы производства.

ќдно из достижений ћора - открытие нового завода по производству трансмиссий в –умынии, который обеспечивает шестиступенчатыми коробками типа MT1TL4 две дюжины моделей Renault и Nissan
ќдно из достижений ћора - открытие нового завода по производству трансмиссий в –умынии, который обеспечивает шестиступенчатыми коробками типа MT1TL4 две дюжины моделей Renault и Nissan

  чему привыкли управленцы, вроде ћора? ≈сли поставщик не устраивает по любому из критериев (качество, цена, сроки поставки), необходимо уйти к конкуренту. —кажем, амортизаторы выпускает с дес€ток серьезных компаний, и кажда€ из них счастлива услужить массовому автопроизводителю.

¬ –оссии такой подход не прокатит. ” ј¬“ќ¬ј«а есть пул российских поставщиков, среди которых немало компаний из того же социально напр€женного “оль€тти. Ѕу јндерссон пыталс€ действовать западными методами, выбира€ альтернативного поставщика в случае, если не устраивает основной. ¬ итоге швед поплатилс€ должностью.

Ќикол€ ћору придетс€ избрать более изощренную тактику, и в чем она будет заключатьс€ – вопрос. Ћибо ручна€ работа с придворными поставщиками, либо организаци€ технопарка под западных компонетщиков, либо создание иллюзии без фактической локализации. Ќо задача €вно нетривиальна€: это как строительство дома, когда есть молоток и доски, но нет гвоздей.

ѕоиск своего «я»

ƒолгосрочное выживание ј¬“ќ¬ј«а зависит от того, найдет ли завод место в системе координат Renault и мирового автопрома вообще. ƒл€ Ќикол€ ћора, корпоративного самура€, самым легким путем станет максимальна€ интеграци€ ј¬“ќ¬ј«а в производственный цикл Renault, что подразумевает унификацию всего и вс€. Ќовый «Ћоган» на базе «¬есты», нова€ «√ранта» на базе « вида» и так далее. ƒумаю, что дл€ него такой образ мысли наиболее естественный, к тому же это укладываетс€ в тренды мирового автопрома.

” Ѕу јндерссона был свой взгл€д на вещи. ќтдава€ должное прит€зани€м Renault как главного акционера, он все же считал продвижение бренда Lada и его продуктов чем-то вроде личного подвига (по крайней мере такое впечатление сложилось у мен€). ¬ его концепции ј¬“ќ¬ј« был самосто€тельным инженерным и производственным активом, который взаимодействовал с Renault там, где это было целесообразно. Ќо при этом швед умудр€лс€ дистанцироватьс€ от «папы», например, испытани€ «¬есты» проходили на независимом полигоне, а не Renault или Dacia.

—тив ћаттин - человек, заставивший нас поверить, что Lada может быть красивой. ≈го будущее пока выгл€дит безоблачным, как и судьба проекта Vesta
—тив ћаттин - человек, заставивший нас поверить, что Lada может быть красивой. ≈го будущее пока выгл€дит безоблачным, как и судьба проекта Vesta

ј¬“ќ¬ј« можно превратить в сборочную площадку, а Lada – в суббренд, который отличаетс€ от основного лишь бюджетным позиционированием. ј можно сделать предпри€тие, способное дать что-то новое даже материнской компании.

 акой курс изберет Ќикол€ ћор – пока не€сно. “а же Dacia под патронажем Renault самосто€тельности не утратила, так что сохран€ем оптимизм, но у ј¬“ќ¬ј«а (как и –оссии вообще) – свой путь. » сдаетс€ мне, что Ќикол€ ћор также не задержитс€ у нас надолго: должность-то расстрельна€.