Изгоем, которому нет прощения на земле, назвала адвокат Василя Максудова своего подзащитного Эдуарда Солдатова. И тем не менее суд земной отнесся к сбившему насмерть 23-летнего парня лихачу более чем благосклонно. Экс-судья был освобожден от уголовного преследования и даже получил назад арестованное имущество – автомобиль KIA Sorento и катер. Но что выглядит совсем уж невероятным, Василе Максудовой, кстати, представлявшей интересы бывшего президента РТ в деле «Шаймиев против Муртазина», удалось примирить... родителей погибшего с виновником гибели их сына! Именно мать и отец Марата Гайнутдинова сыграли в итоге главную роль при «помиловании» Эдуарда Солдатова.
Загладил вину за 1,5 миллиона рублей
Трагедия произошла поздним вечером 6 июня 2010 года. По данным следствия, судья Эдуард Солдатов сел за руль KIA Sorento в состоянии алкогольного опьянения, скорость, с которой он мчался по проспекту Ямашева, превышала 90 км/ч. В районе дома №76 Солдатов сбил пешехода. В результате полученных травм 23-летний Марат Гайнутдинов скончался на месте происшествия. 18 июня 2011 года квалификационная коллегия судей РТ сняла с Солдатова полномочия судьи.
На процесс экс-судья прибыл за пару минут до начала и никак не комментировал свой поступок, повторяя лишь: «Так получилось»! Скрыв глаза от взгляда репортеров за черными очками, он занял свое место на скамье обвиняемых. Кстати, защищать скандального служителя Фемиды вызвалась Василя Максудова, ранее выступавшая адвокатом Минтимера Шаймиева на процессе по не менее громкому делу Ирека Муртазина.
Дело рассматривалось в особом порядке, поскольку Солдатов полностью признал свою вину. По этой причине рассмотрение не заняло и часа. Всё это время Гайнутдиновы сидели, не поднимая глаз и избегая взглядов в сторону Солдатова. Их ходатайство стало абсолютной неожиданностью для присутствующих в зале.
«В связи с полной выплатой морального и материального вреда и примирением сторон просим прекратить уголовное преследование в отношении Эдуарда Солдатова», – еле дочитав эти слова по бумажке, мама погибшего Фаузия Гайнутдинова разрыдалась.
По словам родителей, они пожалели виновника гибели своего сына, видя его полное раскаяние.
«Ведь он тоже чей-то сын (Мать Эдуарда Солдатова, к слову, является председателем Кировского районного суда Казани. – Прим. авт.), кому-то мстить мы не хотим, а нашего сына уже не вернешь, – объяснили свой поступок корреспонденту 116.ru Гайнутдиновы. – Мы принимали это решение не один день, ходили в мечеть к хазратам, которые посоветовали нам простить. Для того чтобы жить дальше. К тому же он полностью загладил перед нами свою вину материально, и видно, что он раскаивается».
В материальном эквиваленте раскаяние Солдатова потянуло на полтора миллиона рублей. В такую сумму была оценена жизнь 23-летнего Марата сына. Чуть больше, чем стоимость автомобиля, на котором разъезжал судья. Кстати, сумму 1,5 миллиона озвучили сами потерпевшие.
«Изгою» вернули иномарку и яхту
«Мы с потерпевшими встречались неоднократно, я знаю, что это заявление написано ими не под давлением, а обдуманно. Он стал изгоем, он никогда не найдет прощения на земле, ему будет трудно с этим жить, – произнесла в своей речи адвокат Солдатова Василя Максудова. – Он был у них неоднократно. Со слезами на глазах, стоя на коленях, просил у них прощения. И поэтому, я думаю, что ходатайство стоит удовлетворить, мнение потерпевших нужно учесть, нужно отнестись к нему с уважением. Ведь такое решение далось им нелегко. Закон позволяет вынести постановление суду о прекращении дела за примирением сторон».
Единственный, кто категорически не соглашался с удовлетворением ходатайства о закрытии дела, это прокурор.
«Солдатов совершил преступление в состоянии алкогольного опьянения, поэтому такое ходатайство не может быть удовлетворено», – настаивал гособвинитель. В крови судьи, напомним, было обнаружено 2,71 грамма спирта на литр. Это примерно бутылка водки, а скорость автомобиля, на котором был совершен наезд, была около 100 км в час.
В итоге, покинув зал всего на 30 минут, судья вынес постановление о прекращении уголовного дела.
«Преступление совершено средней тяжести, к тому же подсудимый ранее не судим», – пояснил судья Шамиль Сунгатуллин. Заодно он снял арест, ранее наложенный на имущество Солдатова – автомобиль и катер. Таким образом, подсудимому должны вернуть тот самый KIA Sorento, на котором он сбил насмерть пешехода. Кстати, как признался журналистам Солдатов, водительские права у него так и не отобрали. На момент ДТП он обладал судейским иммунитетом, а статуса судьи его лишили только спустя год после аварии.
Солдатов и родители Марата Гайнутдинова покинули суд, даже не попрощавшись друг с другом, как того можно было бы ожидать от примирившихся сторон.
Солдатов и Пупкин. Почувствуйте разницу
Сторона обвинения тем временем уже заявила о намерении обжаловать постановление суда.
«Прокуратура Казани готовит кассационное представление на решение суда о прекращении уголовного дела, – сообщил старший помощник прокурора РТ Равиль Вахитов. – И по-прежнему настаивает на реальном наказании для Солдатова».
Правозащитники оказались менее категоричны.
«Это был выбор самих родителей – ходатайствовать о прекращении уголовного дела в связи с примирением сторон, – комментирует исход дела руководитель Казанского правозащитного центра Игорь Шолохов. – Видимо, они посчитали, что денежными выплатами Солдатов загладил вину перед ними за гибель сына. На этапах предварительного следствия мы представляли интересы потерпевшей стороны, а после направления дела в суд посчитали свою функцию выполненной. Поскольку государство со своей стороны сделало все возможное, а именно обеспечило эффективное средство правовой защиты, расследовав уголовное дело и доведя его до суда. Удручает одно – по сути, Солдатов не понес никакой ответственности за свое деяние, а значит, принцип неотвратимости наказания не был реализован. Он уже сегодня может сесть за руль автомобиля, на котором сбил 23-летнего парня, поскольку водительских прав его никто не лишал».
А вот общественность восприняла судебное решение без особого энтузиазма. Сергей Кузнецов (@skuznetz): «Весь этот процесс лишний раз показывает, что у нас в стране все решает телефонное право. Всем известно, что мама Солдатова – председатель Кировского районного суда в Казани, дело Шаймиев – Муртазин рассматривалось именно в этом суде, адвокат у Солдатова тот же, что и у первого президента республики. Думаю, выводы напрашиваются сами собой. Если бы на месте Солдатова был простой Вася Пупкин, его бы засудили по полной программе. А тут получилась парадоксальная ситуация: прав его не лишили, автомобиль вернули. Ничто не мешает ему сесть за руль и совершить очередное смертельное ДТП».