Город Фарид Мухаметшин: «Можно было бы пойти и на досрочные выборы.»

Фарид Мухаметшин: «Можно было бы пойти и на досрочные выборы.»

4 января

ИА «Intertat.Ru»

опубликовало нижеследующее интервью с председателем Госсовета РТ Фаридом Мухаметшиным.

- Фарид Хайруллович, каковы основные итоги работы парламента в 2002 году?

-Деятельность Государственного Совета в прошлом году была очень активной. Было принято 54 закона и 345 постановлений. На заседаниях постоянных парламентских комиссий было рассмотрено порядка 500 вопросов.

Безусловно, главным событием стало принятие закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Татарстан». Это был очень напряженный и кропотливый труд. В 2002 году мы также отметили десятилетие со дня принятия Конституции Татарстана, которая стала неотъемлемым атрибутом возрождения государственности республики, надежным гарантом укрепления политической стабильности и межнационального согласия.

Мы приняли ряд законов, связанных с социально-экономическими вопросами, жизнью наших граждан. Могу выделить такие, как «О закупках продукции для государственных нужд Республики Татарстан», «О квотировании рабочих мест на предприятиях и организациях, расположенных на территории РТ, для граждан, особо нуждающихся в социальной защите», «О транспортном налоге».

Был принят ряд обращений и политических заявлений в адрес федерального руководства и, в частности, Президента России. Предметом обсуждения в парламенте стали такие важные в жизни российского общества вопросы, как Всероссийская перепись населения, федеральный законопроект о языках народов РФ, введение в общеобразовательных учреждениях нового учебного предмета «Православная культура».

Активно использовалась такая форма работы, как парламентские слушания. На них мы впервые за последние десять лет всесторонне рассмотрели проблему подготовки, переподготовки и социальной защиты журналистов Татарстана.

Депутаты приняли самое активное участие в подготовке Всероссийской переписи населения в Татарстане. Они вели большую разъяснительную работу среди избирателей.

Продолжилась работа и по дальнейшему укреплению политических и межпарламентских связей с субъектами России. Наши делегации посетили Мордовию, Башкортостан, Республику Саха, ряд других российских регионов. Много коллег побывало и у нас. Госсовет принимал активное участие в подготовке и проведении научно-практических и научно-теоретических конференций по различным темам, в основном, касающимся федерализма.

Много было визитов иностранных делегаций – и парламентских, и послов различных государств в России, с которыми Татарстан имеет дружественные отношения. В их числе – новые чрезвычайные и уполномоченные послы США, Ирана и Турции.

- Как осуществлялись контрольные полномочия Госсовета?

- Одно из основных своих полномочий – контроль за исполнением бюджета Татарстана – наш парламент осуществлял достаточно активно. В 2002 году Комитет парламентского контроля впервые запланировал комплексную проверку ряда администраций городов и районов республики, отдельных министерств и ведомств по отраслевому принципу – строительство, образование, медицина и т.д.. Программа полностью выполнена. Очень обстоятельные, многоплановые проверки позволили сэкономить достаточно большое количество бюджетных средств, вернуть их в бюджеты соответствующих уровней. По ряду фактов материалы переданы в прокуратуру республики.

- Процесс приведения республиканских законов в соответствие с федеральными, похоже, становится перманентным?

- Считаю, он пошел на спад, и это естественно. Основную массу законов, связанных с этим процессом, мы приняли по принуждению после судебных процедур. А некоторые из них – добровольно, понимая, что где-то мы превысили полномочия республики. Сейчас мы уже осторожнее принимаем свои законы, тщательно сверяясь с федеральным законодательством, чтобы не вызвать новых судебных разбирательств. Но в тех сферах, которые федеральный центр пока не отрегулировал на законодательном уровне, мы и впредь будем принимать собственные законы.

Другое дело, что еще продолжается судебный процесс по некоторым статьям нашей Конституции, но полагаю, до поры до времени. Понимание того факта, что в первой статье нашей Конституции однозначно сказано, что Республика Татарстан – субъект Российской Федерации, думаю, позволит избежать в дальнейшем новых судебных процедур.

К тому же, мы обратились в Конституционный Суд России для разъяснения некоторых положений федерального законодательства и в Конституционный суд Татарстана, чтобы он разъяснил некоторые нормы и статьи Конституции республики. После соответствующих разъяснений, я думаю, судебное разбирательство завершится.

- Фарид Хайруллович, насколько Госсовет почувствовал эффективность поправки, которая была внесена в статью 13 федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»?

- В 2002 году изменился порядок рассмотрения проектов федеральных законов по предметам совместного ведения. Это существенно повлияло на деятельность законодательных органов власти субъектов России. Пока результатов мы не видим, в частности, по тем законам, по которым две ветви власти стали выступать консолидированно: президент нашей республики – от исполнительной власти и Госсовет РТ как законодательный орган. Общее мнение должно быть единым – поддержка или, наоборот, неодобрение тех или иных федеральных законов.

Ежемесячно мы стали получать по 30-40 законопроектов, вносимых в Государственную Думу или уже принятых ею в первом чтении. Это весьма осложнило нашу работу. Ведь заседания Госсовета проходят не каждый месяц, а на то, чтобы отреагировать на новые законопроекты, законом дан срок в месяц. Приходилось рассматривать их очень оперативно. Но, в любом случае, этот механизм нам надо использовать. Сегодня мы знаем, над чем работает федеральный законодатель, и консолидированный голос субъектов может быть услышан при принятии решения. Если эта норма будет выполняться, то мы сможем остановить неугодный для регионов или нереальный законопроект на стадии его внесения в Госдуму.

- Каким вам видится ближайшее будущее парламента?

- Если в 2003 году нам удастся подготовить нормальный закон, который бы регулировал деятельность будущего парламента в рамках новых федеральных подходов и с учетом принятого закона о партиях, то можно было бы пойти и на досрочные выборы. Тем более, что в декабре 2003 года предстоят выборы в Госдуму России.

В Конституции республики мы записали, что в будущий парламент войдут 50 депутатов. В принятом в первом чтении законопроекте «О выборах депутатов Государственного Совета Республики Татарстан» заложен принцип однопалатного парламента, половина которого формируется из депутатов, избранных по партийным спискам. Но сегодняшнее федеральное законодательство позволяет иметь и двухпалатный парламент. Этот подход очень привлекателен в плане учета интересов и мнений территорий городов и районов нашей республики. Они могли бы делегировать в верхнюю палату по одному своему представителю с каждой административно-территориальной единицы.

Для нашей многонациональной республики, где помимо русских и татар компактно проживают чуваши, мордва, марийцы, это очень важно. Мы считаем, что представители этой части населения также должны получить доступ в парламент, чтобы иметь возможность выносить на обсуждение вопросы, актуальные для них. Сейчас идет анализ возможности создания такого парламента.

Возможно, какая-то часть депутатов будет работать на непостоянной основе. Но главное – сколько депутатов составят профессиональную часть Госсовета. Мне кажется, без профессионального парламента дальше вести реформы будет затруднительно. Но уже ясно, что в будущем парламенте не будет глав администраций городов и районов и представителей исполнительной власти.

Хотелось бы, чтобы политические партии, которые имеют свои отделения в Татарстане, уже начали подготовку к выборам. Чтобы мы грамотно и цивилизованно, не как в ряде регионов России с помощью «черного пиара» и компромата, могли избрать их представителей в парламент республики. К сожалению, пока у нас немного партий, имеющих серьезное влияние на политической арене Татарстана. Можно назвать «Единую Россию», представители которой сегодня весьма активны, или, скажем, партию коммунистов.

Надо заметить, электорат левого крыла стабилен, и, видимо, он активно будет участвовать в этой выборной кампании. Правое же крыло в лице партии СПС, «яблочников» и так далее, я думаю, должно как-то консолидироваться. Какими-то серьезными делами и очень важными инициативами в федеральном центре они себя не проявляли. Они себя показали только тогда, когда была принята Федеральным собранием и подписана Президентом России поправка в закон «О языках народов Российской Федерации», заявив, что тем самым федеральная власть вторгается в полномочия субъектов России. Это уже позиция, заставляющая уважать представителей этой партии.

REGIONS.RU
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем